«Это похоже на мем»: социолог о том, почему власти не комментируют отключение интернета в Красноярске

6839

28 июля


Третьи сутки в Красноярске нет мобильного интернета. Некоторые операторы заявляют, что проблемы возникли по независящим от них причинам, другие же отвечают – ограничения обусловлены мерами безопасности. При этом местные власти до сих пор не объяснили причины отключения интернета. Почему? Обсудили эту тему с социологом, политическим аналитиком Андреем Шалимовым.

Этот материал также есть во «ВКонтакте».


Почему власти не комментируют отключение интернета?

«Они комментируют – говорят, что ничего не знают. Также не знают, что произошло, операторы связи. Сегодня же еще был комментарий от очень важного органа власти в стране – УФСБ по Красноярскому краю. Они тоже сказали, что не имеют к этому никакого отношения. Получается, никто не имеет отношения к происходящему.

Это очень похоже на мем, где разные человеки-пауки показывают пальцем в мультивселенной. Вот это такая ситуация – все показывают друг на друга пальцем и говорят: “Это не мы”».

Есть версия, что молчание мэрии и администрации губернатора может быть связано с соображениями безопасности. С точки зрения политики, верный ли это ход, учитывая, что подобное случилось впервые в Красноярске?

«Если бы я не знал, насколько могущественная краевая администрация, то мог бы подумать, что какая-то властная дезорганизация происходит. Когда они не могут вот так понять, что же произошло и когда это закончится».

В интернете сейчас очень много слухов и домыслов о причинах отключения интернета, включая фейки и откровенные небылицы. С точки зрения социологии, эти слухи появляются в том числе из-за молчания ответственных лиц?

«Конечно. Здесь же история связана с тем, насколько легко люди реагируют, когда у них отнимают определенные для них базовые вещи. Насколько наши люди привыкли к тому, что у них постепенно что-либо отбирают. И насколько до последнего верят, что это вернется.

Во-вторых, хочется сказать про навигацию. В Москве в первую очередь исчезла навигация. Все устройства начинали находиться, например, в аэропортах и определяться там. То есть первый раз мобильный интернет в Москве пропал 9 мая и только на один день. А вот в Красноярском крае уже третий день не могут разобраться, что произошло.

Возможно, это связано с будущей блокировкой оставшихся иностранных мессенджеров – WhatsApp (компания Meta, которой принадлежит WhatsApp, признана экстремистской и запрещена в России) и Telegram. Может быть, поставили какое-то оборудование и уже три дня не могут его наладить.

Любая блокировка, которая проходит на программном уровне, достаточно легко обходится. Чтобы произошла полная блокировка, то она должна быть на физическом уровне, а не на виртуальном. То есть должно быть поставлено какое-то оборудование.

Почему у нас не исчезает интернет, связанный с проводными сетями? Потому что это оборудование уже там стоит. Сейчас происходит установка таких файрволов, защитной стены, которая будет на мобильном интернете.

Поскольку в целом сейчас в стране есть программные проблемы, с поставками высокотехнологичного оборудования, то возможно эта отладка забуксовала. Поэтому три дня и нет интернета».

Людям все равно нужно объяснять, что происходит. Многие паникуют. На ситуацию даже обратила внимание Екатерина Мизулина – ее завалили жалобами из Красноярска.

«Посмотрите, как вальяжно все про это рассказывают. Считают, что это вполне нормально. Люди занимаются нормализацией этого процесса, но он ненормальный. На него стоит обратить внимание, поскольку этот процесс про базовые права человека: коммуникацию, распространение информации, которые зафиксированы, в том числе в Конституции».


Другое по теме: